Кафедра экономического анализа и аудита
ВГУ: Кафедра экономического анализа и аудита
Разделы
Сотрудники
Деятельность
научная
учебная
трудоустройство
консалтинговая
бизнес
издательская
Магистратура
Предложения
Миссия
Помощь кафедре
Партнерство
Сотрудничество
Фотоархив
Контакты
Гостевая книга
Архив новостей
English version
Chinese version
Деятельность
Главная > Деятельность > Учебная > Положение по практике специалистов

Учебная деятельность кафедры

Положение по практике магистров

 

Скачать положение целиком (20k)
Скачать только приложения (11k)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГОУ ВПО ВГУ)

П ВГУ 2.1.02.080100М – 2006
УТВЕРЖДАЮ
ректор ВГУ
_____________В.Т. Титов
__.__.2006

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИК ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
080100 – ЭКОНОМИКА

(СТЕПЕНЬ – МАГИСТР ЭКОНОМИКИ)

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

РАЗРАБОТАНО – рабочей группой экономического факультета

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ – декан В.П. Бочаров

ИСПОЛНИТЕЛЬ – зав. кафедрой экономического анализа и аудита, д.э.н., проф. Д.А. Ендовицкий

ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ приказом ректора от __.__.2006 № ______

ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ

СРОК ПЕРЕСМОТРА при изменении ГОС.

Настоящее положение не может быть частично или полностью воспроизведено, тиражировано и распространено в качестве официального издания без разрешения ректора

1 Область применения

Настоящее положение обязательно для обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика» (магистерской программе «Учет, анализ и аудит») и профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего подготовку специалистов по указанной образовательной программе.

Настоящее положение применяется для разработки учебного плана, рабочих программ учебных дисциплин при реализации профессиональной образовательной программы.

2 Нормативные ссылки

Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:

ГОС ВПО по направлению подготовки 080100 (521600) «Экономика», утвержденный 14.04.2000 г.;

И ВГУ 1.3.02 – 2005 ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИК ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММ.

3 Общие положения

3.1 Виды практик

Научно-исследовательская и научно-педагогическая практика.

3.2 Общие требования к организации практик (по видам практик)

Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики и завершается составлением отчета о практике и его защитой.

3.3 Порядок назначения руководителей практик

Руководителем практики является руководитель научно-исследовательской работы магистранта. Кроме того, для руководства практикой магистрантов руководителем организации (базы прохождения практики) назначаются квалифицированные специалисты финансово-бухгалтерской службы.

4 Научно-исследовательская практика

4.1 Общие требования к организации практики

Научно-исследовательская практика является обязательным компонентом учебного процесса подготовки магистров в области учета, анализа и аудита. Практика направлена на закрепление и углубление теоретических знаний студентов, полученных при обучении, приобретение и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. В процессе прохождения практики студент должен приобрести опыт сбора и обработки практического материала, продемонстрировать способность критически оценить теоретические положения и действующую методологию учета, анализа, внутреннего и внешнего контроля в организациях различных организационно-правовых форм. Практика должна обеспечить преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического материала, комплексный подход к предмету изучения.

4.2 Требования к базам практик

Базами практики могут быть производственные предприятия и другие коммерческие организации различных организационно-правовых форм; организации финансово-банковской сферы; научно-исследовательские учреждения; государственные учреждения; вузы.

4.3 Программа научно-исследовательской практики

4.3.1 Курс и сроки прохождения практики: 5 курс, 6 недель

4.3.2 Цель научно-исследовательской практики – закрепление, расширение и углубление полученных студентом в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы теоретических знаний по бухгалтерскому учету, экономическому анализу и контролю финансово-хозяйственной деятельности.

4.3.3 Основные задачи практики:

- изучение фундаментальной и периодической литературы, нормативных и методических материалов по вопросам, разрабатываемым студентом в выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации);

- подтверждение актуальности и практической значимости избранной студентом темы исследования;

- критическая оценка организации бухгалтерского учета, экономического анализа и контроля на объекте исследования; оценка практической значимости исследуемых вопросов для данного объекта;

- сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования в магистерской диссертации;

- подготовка тезисов доклада на студенческую конференцию (сессию) или статьи для опубликования.

4.3.4 Содержание практики

Содержание практики определяется индивидуальной программой, которая разрабатывается студентом совместно с руководителем и утверждается руководителем магистерской программы. Программа должна быть тесно увязана с темой диссертационного исследования. Программа представляется руководителю практики от организации, студент должен согласовать с ним график прохождения практики, права и обязанности практиканта, получить консультации по технике безопасности и соблюдению коммерческой тайны.

4.3.5 План прохождения практики

1-я неделя. Выявление проблем в области теории, методики, нормативного регулирования, связанных с темой магистерской диссертации. Сбор и обработка теоретических, нормативных и методических материалов.

2-я неделя. Изучение организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта, определение видов деятельности, специализации организации, основных бизнес-процессов, общая оценка положения организации на рынке, предварительная оценка состояния действующей в организации системы бухгалтерского учета, анализа и контроля.

3-я неделя. Оценка выполнения требований российских стандартов бухгалтерского учета (ПБУ), уровня автоматизации бухгалтерского учета, выявление особенностей применения программных продуктов. Объектами изучения и совершенствования бухгалтерского учета в коммерческой организации в зависимости от темы исследования могут быть организация бухгалтерского учета в системе управления; техника обработки учетной информации; методика ведения бухгалтерского учета; качество информации, формируемой системой бухгалтерского учета и отчетности.

4-я неделя. Изучение особенностей организации внутреннего контроля на предприятии; оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля, формулировка предложений по ее совершенствованию. Ознакомление с аудиторскими заключениями по результатам проведенных ранее проверок. Разработка рекомендаций по проведению аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.

5-я неделя. Анализ основных результатов деятельности (выручки от продаж, чистой прибыли, рентабельности активов, величины собственного капитала) за ряд периодов. Оценка возможности применения для анализа деятельности исследуемой организации типовых методик анализа (или их элементов), оригинальных методик, разработанных самой организацией с учетом специфики ее деятельности. Отсутствие или невозможность применения существующих методик может потребовать разработки практикантом методики анализа.

6-я неделя. Систематизация собранного материала, разработка рекомендаций по совершенствованию учетной, аналитической и контрольной работы в организации, обсуждение разработанных предложений со специалистами организации. Подготовка доклада на студенческую конференцию и статьи по теме исследования.

4.3.6 Список учебных пособий и методических рекомендаций

Программа научно-исследовательской и научно-педагогической практики : методическое пособие / Д.А. Ендовицкий, О.Н. Гальчина, – Воронеж, 2005. – 12 с.

4.3.7 Критерии оценки итогов практики

Защита отчета о практике предполагает выявление глубины и самостоятельности выводов и предложений студента. Отчет с учетом его содержания и защиты оценивается по пятибалльной шкале.

Оценка «отлично» выставляется, если студент хорошо ориентируется в методах расчетов, источниках цифровых данных, отвечает на вопросы теоретического и практического характера по проблемам, изложенным в тексте отчета, студентом разработаны рекомендации по совершенствованию системы бухгалтерского учета, анализа и контроля в соответствии с темой магистерской диссертации, имеется положительная характеристика от руководителя базы практики.

Оценка «хорошо» выставляется, если студент хорошо ориентируется в методах расчетов, источниках цифровых данных, отвечает на вопросы теоретического и практического характера по проблемам, изложенным в тексте отчета.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент ориентируется в методах расчетов, источниках цифровых данных, но отвечает не на все вопросы теоретического и практического характера по проблемам, изложенным в тексте отчета.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не ориентируется в методах расчетов, источниках цифровых данных, не отвечает вопросы теоретического и практического характера по проблемам, изложенным в тексте отчета.

4.4 Порядок представления отчетности по практике

Отчет о практике представляется руководителю практики от кафедры для проверки.

Руководитель выявляет, насколько полно и глубоко студент изучил круг вопросов, определенных индивидуальной программой практики.

Результаты прохождения практики обсуждаются на расширенном заседании кафедры экономического анализа и аудита. Участники заседания (преподаватели, представители организаций, студенты) имеют право задавать вопросы, связанные с научными и практическими результатами практики.

Дифференцированная оценка выставляется руководителем от кафедры с учетом отзыва руководителя практики от организации и итогов обсуждения на конференции.

5 Научно-педагогическая практика

5.1 Общие требования к организации практики

Научно-педагогическая практика состоит из двух частей: педагогической и научно-исследовательской.

В ходе педагогической практики студент должен приобрести навыки преподавательской деятельности.

Требования к научно-исследовательской практике см. п. 4.1.

5.2 Требования к базам практик

Базами научно-исследовательской практики могут быть производственные предприятия и другие коммерческие организации различных организационно-правовых форм; организации финансово-банковской сферы; научно-исследовательские учреждения; государственные учреждения; вузы.

Базой педагогической практики, как правило, является выпускающая кафедра экономического факультета Воронежского государственного университета. Возможно прохождение практики на соответствующей кафедре в других вузах.

5.3 Программа научно-педагогической практики

5.3.1 Курс и сроки прохождения практики:

педагогическая практика – 2 недели в 12 семестре (совмещаются с аудиторными занятиями);
научно-исследовательская практика – 6 недель в 11 семестре.

5.3.2 Цель научно-педагогической практики – развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, выработка умений применять полученные знания при решении практических проблем, а также приобретение навыков педагогической деятельности.

5.3.3 Основные задачи практики:

- завершение теоретических исследований по теме диссертации;
- апробация результатов научно-исследовательской работы студента за время обучения по магистерской программе;
- сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования в магистерской диссертации;
- подготовка тезисов доклада на студенческую конференцию (сессию) или статьи для опубликования;
- разработка методического обеспечения проведения занятий (подбор литературы, подготовка теоретического материала, задач, тестов, кейсов и т. п.);
- проведение занятий в соответствии с утвержденным научным руководителем планом на экономическом факультете ВГУ или в другом вузе.

5.3.4 Содержание практики

Содержание научно-педагогической практики определяется индивидуальной программой, которая разрабатывается студентом совместно с руководителем и утверждается руководителем магистерской программы.

5.3.5 План прохождения педагогической практики

1-я неделя. Определение студентом совместно с руководителем дисциплины и темы, по которой проводятся аудиторные занятия для студентов дневного, вечернего или заочного отделения. Как правило, тема занятия должна быть связана с темой диссертационного исследования.

Разработка и согласование с руководителем методического обеспечения, включающего обоснование актуальности темы занятия, ее связь с предыдущими темами курса, основные теоретические положения темы, перечень вопросов, рассматриваемых на практических занятиях, методические указания к изучению каждого вопроса темы, перечень контрольных вопросов для студентов, задачи, тесты, кейсы и т. п., относящиеся к изучаемым вопросам. Кроме того, должен быть представлен список рекомендуемой литературы к каждому разделу темы (в соответствии с ГОСТом) с указанием страниц, непосредственно относящихся к изучаемому разделу.

2-я неделя. Проведение занятий в соответствии с индивидуальным планом, утвержденным на заседании кафедры, на экономическом факультете ВГУ (не менее 8 академических часов), обсуждение занятий с руководителем, внесение в случае необходимости корректировок в их методическое обеспечение.

5.3.6 План прохождения научно-исследовательской практики

1-я неделя. Консультации по вопросам учета, анализа, внутреннего и внешнего контроля, разрабатываемым студентом в магистерской диссертации, с главным бухгалтером, заместителем директора по экономике, начальником планово-финансового отдела и другими руководителями экономических служб и специалистами организации.

2-я неделя. Выявление и оценка изменений в нормативных и методических материалах, связанных с темой исследования.

3-я – 5-я неделя. Работа по сбору практического материала определяется избранной темой магистерской диссертации и предполагает углубление проведенных ранее исследований, обсуждение внесенных студентом предложений по совершенствованию системы бухгалтерского учета, анализа и контроля со специалистами организации; апробацию разработанных студентом рекомендаций.

6-я неделя. Систематизация собранного материала, внесение корректировок в разработанные рекомендации с учетом проведенной апробации и высказанных замечаний. Подготовка доклада на студенческую конференцию и статьи по теме исследования.

5.3.7 Список учебных пособий и методических рекомендаций

Программа научно-исследовательской и научно-педагогической практики : методическое пособие / Д.А. Ендовицкий, О.Н. Гальчина, – Воронеж, 2005. – 12 с.

5.3.8 Критерии оценки итогов практики

Защита отчета о практике предполагает выявление глубины и самостоятельности выводов и предложений студента. Отчет с учетом его содержания и защиты оценивается по пятибалльной шкале.

Оценка «отлично» выставляется, если студент хорошо ориентируется в методах расчетов, источниках цифровых данных, отвечает на вопросы теоретического и практического характера по проблемам, изложенным в тексте отчета, студентом разработаны рекомендации по совершенствованию системы бухгалтерского учета, анализа и контроля в соответствии с темой магистерской диссертации, имеется положительная характеристика от руководителя базы практики.

Оценка «хорошо» выставляется, если студент хорошо ориентируется в методах расчетов, источниках цифровых данных, отвечает на вопросы теоретического и практического характера по проблемам, изложенным в тексте отчета.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент ориентируется в методах расчетов, источниках цифровых данных, но отвечает не на все вопросы теоретического и практического характера по проблемам, изложенным в тексте отчета.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не ориентируется в методах расчетов, источниках цифровых данных, не отвечает вопросы теоретического и практического характера по проблемам, изложенным в тексте отчета.

5.4 Порядок представления отчетности по практике

Отчет о практике представляется руководителю практики от кафедры для проверки.

Руководитель выявляет, насколько полно и глубоко студент изучил круг вопросов, определенных индивидуальной программой практики.

Результаты прохождения практики обсуждаются расширенном заседании кафедры экономического анализа и аудита. Участники заседания (преподаватели, представители организаций, студенты) имеют право задавать вопросы, связанные с научными и практическими результатами практики.

Дифференцированная оценка выставляется руководителем от кафедры с учетом отзыва руководителя практики от организации, итогов проведенных в ходе педагогической практики занятий и итогов обсуждения на конференции.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ д.э.н., проф. Д.А. Ендовицкий

Приложения