Кафедра экономического анализа и аудита
ВГУ: Кафедра экономического анализа и аудита
Разделы
Сотрудники
Деятельность
научная
учебная
трудоустройство
консалтинговая
бизнес
издательская
Магистратура
Предложения
Миссия
Помощь кафедре
Партнерство
Сотрудничество
Фотоархив
Контакты
Гостевая книга
Архив новостей
English version
Chinese version
Деятельность
Главная > Деятельность > Учебная > Программы практики

Учебная деятельность кафедры

Программы практики

Программа научно-исследовательской и научно-педагогической практики

Направление 08010068 (521600) – Экономика

Магистерская программа

Скачать учебную программу (17k)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОГРАММА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Направление 08010068 (521600) – Экономика
Магистерская программа
Учет, анализ и аудит

ВОРОНЕЖ
2005

Программа утверждена
научно-методическим советом экономического факультета
24 марта 2005 года, протокол № 3

Программа научно-исследовательской и научно-педагогической практики : методическое пособие / Д.А. Ендовицкий, О.Н. Гальчина, – Воронеж, 2005. – 12 с.


Рецензент
к.э.н., зав. кафедрой бухгалтерского учета
Сапожникова Н. Г.


Рекомендуется кафедрой экономического анализа и аудита экономического факультета Воронежского государственного университета для студентов 5 и 6 курса, обучающихся по магистерской программе «Учет, анализ и аудит» направления 08010068 «Экономика».

Определены цель и задачи научно-исследовательской и научно-педагогической практики, представлены ее содержание и порядок прохождения. Сформулированы требования к отчету о практике.

@ Оформление. Бизнес-школа ВГУ, 2005

 

ВВЕДЕНИЕ

Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению 08010068 «Экономика».

Одним из элементов учебного процесса подготовки магистров в области учета, анализа и аудита является научно-исследовательская и научно-педагогическая практика, которая способствует закреплению и углублению теоретических знаний студентов, полученных при обучении, приобретению и развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской работы и педагогической деятельности. В процессе прохождения практики студент приобретает опыт сбора и обработки практического материала, показывает способность критически оценить теоретические положения и действующую методологию учета, анализа, внутреннего и внешнего контроля в организациях различных форм собственности. Практика обеспечивает преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического материала, предусматривает комплексный подход к предмету изучения.

Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики и завершается составлением отчета о практике и его защитой.

Продолжительность научно-исследовательской практики (5 курс) – 6 недель.

Продолжительность научно-педагогической практики (6 курс) – 8 недель, первые 2 недели (педагогическая практика) совмещаются с аудиторными занятиями, 6 недель – научно-исследовательская часть.

Цель научно-исследовательской практики – закрепление, расширение и углубление полученных студентом в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы теоретических знаний по бухгалтерскому учету, экономическому анализу и контролю финансово-хозяйственной деятельности.

Основные задачи практики:

  • изучение фундаментальной и периодической литературы, нормативных и методических материалов по вопросам, разрабатываемым студентом в выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации);
  • подтверждение актуальности и практической значимости избранной студентом темы исследования;
  • критическая оценка организации бухгалтерского учета, экономического анализа и контроля на объекте исследования; оценка практической значимости исследуемых вопросов для данного объекта;
  • сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования в магистерской диссертации;
  • подготовка тезисов доклада на студенческую конференцию (сессию) или статьи для опубликования.

Цель научно-педагогической практики – приобретение практических навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, выработка умений применять полученные знания при решении конкретных вопросов, а также приобретение навыков педагогической деятельности.

Основные задачи практики:

  • завершение теоретических исследований по теме диссертации;
  • апробация результатов научно-исследовательской работы студента за время обучения по магистерской программе на практике;
  • сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования в магистерской диссертации;
  • подготовка тезисов доклада на студенческую конференцию (сессию) или статьи для опубликования;
  • разработка методического обеспечения проведения занятий (подбор литературы, подготовка теоретического материала, практических заданий, тестов, кейсов и т. п.);
  • проведение занятий (не менее 8 академических часов) в соответствии с утвержденным научным руководителем планом на экономическом факультете ВГУ или в другом вузе.

Место практики:

  • производственные предприятия и другие коммерческие организации различных организационно-правовых форм;
  • организации финансово-банковской сферы;
  • научно-исследовательские учреждения;
  • государственные учреждения и структуры;
  • экономический факультет ВГУ.

Содержание практики определяется индивидуальной программой, которая разрабатывается студентом совместно с руководителем и утверждается руководителем магистерской программы. Программа должна быть тесно увязана с темой диссертационного исследования (пример индивидуальной программы научно-исследовательской практики приведен в Приложении 1). Программа представляется руководителю практики от организации, студент должен согласовать с ним график прохождения практики, права и обязанности практиканта, получить консультации по технике безопасности и соблюдению коммерческой тайны.

СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Работа по сбору и обработке теоретических, нормативных и методических материалов определяется содержанием первой, имеющей теоретический (теоретико-методологический) характер, части выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Эта работа начинается после утверждения темы диссертационного исследования и продолжается в течение научно-исследовательской практики. До начала практики должны быть выявлены проблемы в области теории, методики, нормативного регулирования, а в процессе практики подтверждена их актуальность и практическая значимость.

Сбор, систематизация и обработка практического материала осуществляется в соответствии с темой выпускной квалификационной работы (ВКР).

Прежде всего практиканту необходимо изучить организационно-правовую форму и организационную структуру хозяйствующего субъекта, выяснить, является ли деятельность организации лицензируемой, определить виды деятельности, специализацию организации и охарактеризовать основные бизнес-процессы, дать общую оценку положения организации на рынке, проанализировать основные результаты деятельности (выручку от продаж, чистую прибыль, рентабельность активов, величину собственного капитала) за ряд периодов.

Целесообразно проконсультироваться по актуальным вопросам учета, анализа, внешнего и внутреннего контроля у главного бухгалтера, заместителя генерального директора по экономике, начальника планово-финансового отдела и других руководителей экономических служб, провести беседы с сотрудниками инженерно-технических отделов и служб организации, а в дальнейшем отразить рекомендации ведущих специалистов организации в отчете о практике и использовать в процессе написания выпускной квалификационной работы.

Оценка состояния системы бухгалтерского учета, контроля и анализа предполагает выявление:

  • места бухгалтерской службы в организационной структуре хозяйствующего субъекта;
  • функциональных обязанностей сотрудников, штатного расписания, наличия аттестованных профессиональных бухгалтеров, системы повышения квалификации учетно-финансовых работников организации и пр.,
  • наличия системы управленческого учета;
  • субъектов внутрихозяйственного контроля и внешнего аудита.

Следует оценить, в какой степени выполняются требования российских стандартов бухгалтерского учета (ПБУ), а также выяснить, раскрывается ли дополнительно финансовая информация в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), ГААП США и др.

Необходимо оценить уровень автоматизации бухгалтерского учета, дать общую характеристику основным программным продуктам.

В ходе практики должны быть определены источники получения информации (первичные документы, учетные регистры, внутренняя отчетность, бухгалтерская отчетность организации и т. п.), способы обработки и обобщения данных (таблицы, графики, диаграммы, формулы расчетов и т. п.), порядок формирования данных в тексте ВКР и приложении к ней.

Предложения и рекомендации, разработанные студентом в ходе практики, могут иметь теоретический, методический или практический характер, касаться всех вопросов темы, они должны быть грамотно сформулированы и письменно оформлены.

Объектами совершенствования бухгалтерского учета в коммерческой организации могут быть:

  • организация бухгалтерского учета в системе управления (организационная форма бухгалтерской службы; права и обязанности главного бухгалтера; состав, подчиненность и распределение обязанностей учетных подразделений; порядок взаимодействия бухгалтерских служб);
  • техника обработки учетной информации (выбор формы бухгалтерского учета; рабочий план счетов с указанием субсчетов; образцы форм первичных документов, разработанные в организации; график документооборота; формы учетных регистров; порядок проведения инвентаризаций; содержание и порядок предоставления внутренней отчетности);
  • методика ведения бухгалтерского учета (методы начисления амортизации внеоборотных активов; способы оценки и организации учета материально-производственных запасов; порядок списания затрат по ремонту основных средств; порядок распределения косвенных расходов и методы калькулирования себестоимости продукции; методы оценки готовой продукции; порядок создания резервов и др.);
  • повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, альтернативные подходы к формированию и представлению информации в бухгалтерской отчетности, снижение затрат на ее формирование.

Специфика избранной темы выпускной работы может предполагать разработку собственной методики внутреннего контроля определенного направления деятельности (отдельных видов деятельности) организации. При этом в методике в обязательном порядке должны быть освещены целевой аспект, информационно-правовое обеспечение ее применения, особенности организации работ, в том числе их общая продолжительность и исполнители, основные этапы и конкретные приемы и процедуры, рекомендуемый порядок реализации результатов осуществления контроля. Изложению методики должны предшествовать общее описание особенностей системы внутреннего контроля организации – объекта исследования и критический анализ отдельных ее элементов, недостаточная эффективность которых обусловила необходимость разработки представляемой к защите методики.

В соответствии с темой исследования практикантом могут быть разработаны рекомендации по проведению аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта в целом или ее отдельных направлений. При этом должны быть сформулированы цель и задачи аудиторской проверки; определена информационная база ее проведения, в том числе указаны основные правовые документы, которыми следует руководствоваться проверяющему; выделены основные этапы аудита; указаны рекомендуемые к выполнению аудиторские процедуры, включая тесты средств внутреннего контроля и процедуры проверки по существу; приведены нарушения, наиболее часто встречающиеся при осуществлении проверяемых операций и отражении их в бухгалтерском учете и отчетности; представлены результаты проверки в организации – объекте исследования, осуществленной на основе разработанных организационно-методических положений; приведены предложения по устранению выявленных ошибок и совершенствованию применяемых организацией средств контроля с целью недопущения их в будущем.

Оценка организации и ведения аналитической работы экономического субъекта предполагает ознакомление с организационной структурой управления с целью определения формы проведения аналитической работы (централизованной или децентрализованной), изучение распределения обязанностей между структурными подразделениями или сотрудниками, осуществляющими анализ, оценку информационной базы и ее аналитических возможностей, применяемых методик анализа, используемых компьютерных программ.
В ходе практики следует оценить возможность применения для анализа деятельности исследуемой организации типовых методик анализа (или их элементов), оригинальных методик, разработанных самой организацией с учетом специфики ее деятельности.

Отсутствие или невозможность применения существующих методик может потребовать разработки практикантом методики анализа, которая должна содержать следующие разделы:

1. Цель и задачи анализа.
2. Организация анализа (субъекты, виды, сроки проведения анализа).
3. Информационное обеспечение анализа.
4. Расчетно-аналитические аспекты (макеты аналитических таблиц; факторные модели и формулы расчета влияния изменения факторов на изменение результативных показателей; формулы расчета аналитических показателей; порядок осуществления аналитических процедур, возможности применения компьютерных программ и т. п.).
5. Контрольно-управленческий аспект (варианты управленческих решений в зависимости от результатов проведенного анализа).

Разработанную практикантом методику следует апробировать в исследуемой организации. Аналитическое заключение, а также саму методику целесообразно представить в организацию для обсуждения.

В случае внедрения отдельных разработанных студентом рекомендаций по совершенствованию учетной, аналитической и контрольной работы в практическую деятельность организации в ГАК должна быть представлена справка о внедрении.

СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Местом прохождения педагогической практики, как правило, является экономический факультет ВГУ, а также социально-экономические классы школ, осуществляющих углубленное изучение экономических дисциплин по договору с ВГУ. В исключительных случаях возможно прохождение практики в других вузах.

Совместно с руководителем студент определяет дисциплину и тему, по которой он должен провести аудиторные занятия для студентов дневного, вечернего или заочного отделения. Как правило, тема занятия должна быть связана с темой диссертационного исследования.

Для проведения занятий практикант должен разработать и согласовать с руководителем методическое обеспечение, включающее обоснование актуальности темы занятия, ее связь с предыдущими темами курса, основные теоретические положения темы, перечень вопросов, рассматриваемых на практических занятиях, методические указания к изучению каждого вопроса темы, перечень контрольных вопросов для студентов, задачи, тесты, кейсы и т. п., относящиеся к изучаемым вопросам. Кроме того, должен быть представлен список рекомендуемой литературы к каждому разделу темы (в соответствии с ГОСТом) с указанием страниц, непосредственно относящихся к изучаемому разделу.

После проведения занятия практикант обсуждает его результаты с руководителем, в случае необходимости вносит корректировки в методическое обеспечение занятия.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ О ПРАКТИКЕ

Отчет о практике – основной документ, характеризующий работу студента во время практики. Объем отчета – не менее 30 страниц (без списка использованной литературы и приложений). Текст отчета должен быть отредактирован и напечатан через 1,5 интервала шрифтом 14 пт с соблюдением правил оформления научных работ, предусмотренных ГОСТом.

В отчете следует дать краткую характеристику действующей в организации системы бухгалтерского учета, анализа и контроля и более подробно осветить проблемы, исследуемые в ВКР.

В приложении к отчету должны быть представлены первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность, а также другие документы, отражающие специфику организации учета, анализа и контроля на объекте исследования.

В отчет о научно-педагогической практике должно быть включено методическое обеспечение проведенных занятий (подробный конспект занятия, перечень контрольных вопросов, задачи, тесты, кейсы, список литературы).

К отчету должен быть приложен отзыв руководителя практики от организации с оценкой работы практиканта.

Защита отчета о практике:

  • отчет представляется научному руководителю практики от ВГУ для проверки;
  • руководитель выявляет, насколько полно и глубоко студент изучил круг вопросов, определенных индивидуальной программой практики;
  • результаты прохождения практики обсуждаются на конференции, проводимой кафедрой экономического анализа и аудита; все присутствующие преподаватели, представители организаций, студенты имеют право задавать вопросы, связанные с научными и практическими результатами практики;
  • дифференцированная оценка выставляется научным руководителем с учетом отзыва руководителя практики от организации и итогов обсуждения на конференции.

 

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
студента 5 курса Иванова И.И.

(ОБРАЗЕЦ)

Тема исследования - «Внутрихозяйственный анализ качества и
конкурентоспособности продукции»
Объект исследования - ОАО «Рудгормаш»

Основные разделы исследования:

1. Обзор основных нормативных и методических документов по вопросам качества продукции.
2. Изучение организационной структуры ОАО «Рудгормаш», состава и содержания внутренних организационно-распорядительных документов.
3. Общая оценка постановки учетной и аналитической работы в ОАО.
4. Сбор первичных документов и изучение отчетности по продажам продукции и учету затрат на ее производство и реализацию.
5. Изучение основных направлений работы отдела маркетинга. Выявление места проблем качества и конкурентоспособности продукции в маркетинговых исследованиях.
6. Изучение работы отдела продаж. Выявление влияния качества и конкурентоспособности продукции на объем продаж.
7. Изучение работы отдела качества продукции. Изучение показателей оценки качества продукции, применяемых на предприятии.
8. Обоснование системы показателей качества и конкурентоспособности продукции. Анализ качества продукции ОАО «Рудгормаш» с применением предложенной системы показателей.
9. Подготовка аналитического заключения, содержащего направления выявления резервов повышения качества и конкурентоспособности продукции.
10. Подготовка отчета о практике и тезисов доклада на студенческую конференцию.

Руководитель НИР магистра,
к.э.н., доцент кафедры
экономического анализа и аудита
П.П. Петров
Руководитель магистерской программы
«Учет, анализ и аудит»,
д.э.н., профессор
Л.Т. Гиляровская

 

Приложение 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Экономический факультет


Кафедра экономического анализа и аудита


ОТЧЕТ
о научно-исследовательской практике
(о научно-педагогической практике)

Направление 08010068 «Экономика»
Магистерская программа «Учет, анализ и аудит»

Студент __________
(подпись)
Иванов И.И.
Руководитель от ВГУ __________
(подпись)
к.э.н., доц. Петров П.П.
Руководитель от организации

__________
(подпись)
ПЕЧАТЬ

Сидоров И.П.

 

ВОРОНЕЖ 2005

 

Авторы:

доктор экономических наук, зав. кафедрой экономического анализа и аудита
Ендовицкий Дмитрий Александрович;

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита
Гальчина Ольга Николаевна.

Рецензент
кандидат экономических наук, зав. кафедрой бухгалтерского учета
Сапожникова Наталья Глебовна


Редактор Т.Д. Бунина


Заказ № 357 от 23 марта 2005 г. Тир. 50 экз.
Отпечатано на множительной технике
экономического факультета ВГУ
394068, Воронеж, ул. Хользунова, 40