Руководитель дирекции популяризации ФИОП РОСНАНО Сергей Филиппов об инновационной экономике и профессии «технологический предприниматель»

Карьерная лестница «вуз-производство» больше не работает

– ВГУ – очень сильный вуз. Во многих сильных российских вузах существует проблема несоответствия: после получения качественного образования выпускники приходят на предприятие и не могут применить свои знания, потому что материальная база предприятий гораздо слабее. У них возникает чувство разочарования. Выясняется, что у выпускника есть фундаментальные знания, он многому учился, но не может найти себе применение – и уходит в сервис. Мы в РОСНАНО пытаемся донести простую вещь: все вокруг твердят, что мы живем в постиндустриальном мире, но это не про айфоны. Это про то, что карьерная лестница «окончание вуза – работа на производстве» уже неактуальна, это все осталось в индустриальной эпохе. Что в этом случае делать? Студент просто должен понимать, что никто ему ничем не обязан. Начиная со второго-третьего курса, все получаемые знания он просто обязан применять на практике, если, конечно, он ответственно относится к своей жизни.

Жизнь не эскалатор: нужно создавать свои бизнесы

– Не работает больше система, когда ты приходишь «к дяде» и нанимаешься на работу. Нужно создавать свои бизнесы. Крупный бизнес, существующий сейчас, появился в 90-е годы. В этот момент резкого надлома люди были вынуждены пойти в бизнес. Сейчас мы видим, что эта тенденция спала, потому что появились возможности зарабатывать деньги по-другому. Однако отсутствие малого и среднего инновационного бизнеса, где, собственно говоря, и происходит разработка чего-то нового, думаю, отзовется нам тем, что через 15–20 лет мы не сможем производить ничего сложного, технологического. Знания – есть, базы и умений – нет. Очень важно, чтобы студенты сейчас, в возрасте 20–25 лет начали работать над созданием этого нового, для себя. Студент должен понимать, что задача вуза – дать ему знания и подтвердить эти знания через диплом. Все, точка. С третьего курса каждый должен задумываться над тем, где он будет работать, – а от вуза требовать введения необходимых дополнительных курсов, открытия корпоративных центров и магистратур. Важно преодолеть косность, представление о жизни, как эскалаторе: встал на ступеньку, и она повезла. Нужно постоянно двигаться, искать возможности и применять знания.

«Неправильная» правильность: нужно смотреть за горизонт

– Раньше жизнь текла медленнее, опыт предыдущих поколений был важнее, поколение проживало и говорило «вот это правильно». Сейчас с тем темпом, в котором мы живем, что правильно, а что нет, никто сказать не может. Ориентироваться на «правильность» сейчас – неправильно. Можно ориентироваться на скорость и на решение задач. Причем, в настоящее время определенно нельзя сказать, что высоко ценится «чистая» идея. Идеи приходят в голову всем, но идеи как таковые ничего не стоят, главное – их реализация. Это так называемый проектный подход. Стоимость IP (Intellectual Property), то есть интеллектуальной собственности, безусловно, велика, – но это уже реализованная идея, оформленная, защищенная. Мы в своей работе пытаемся донести простую мысль: те ценности, которые передали вам ваши родители, не будут работать уже через 15–20 лет. Молодежь должна это понимать, она должна что-то изменить в себе, чтобы попасть в другую точку через некоторое время. Опыт, накопленный предыдущими поколениями, конечно, важен, но не настолько, как это было раньше. Слишком быстро сейчас все меняется в промышленности. Даже копировать инновации китайцев и европейцев нам уже поздно. Нам нужно смотреть в точку в перспективе 10–15 лет. В этом плане абсолютно в правильном русле двигается Агентство стратегических инициатив, выдвинувшее «Национальную технологическую инициативу». Их посыл прост. Любое предприятие сейчас работает в стратегии на 3 года, максимум 5, в догоняющем режиме. Однако если мы хотим сделать прорыв и получить какой-то продукт через 15 лет, мы должны двигаться в этом направлении. Поэтому они сейчас придумали новые устройства и механизмы (AeroNet, AutoNet и другие), предполагая, что через 10–15 лет это все появится. Да, это риск, но здесь ставка на то, что через обозначенное время эти технологические направления будут основными. Это правильный подход, потому что, если мы все время будем находиться в догоняющем режиме, мы не сделаем никакого прорыва. А образование подтянется за потребностью.

Дополнительное образование должно складываться вокруг университета

– Промышленность упрекает вуз, что там не готовят инновационные кадры, на что вуз справедливо просит выдвинуть требования к инновационным специалистам. Предприятия не могут четко обозначить перспективы развития – и круг замкнулся. Это объективные противоречия, здесь не может быть правильного решения. Здесь может быть только совместное движение. Крупные предприятия должны создавать корпоративные университеты, базовые кафедры, образовательные курсы, – дополнительное образование должно формироваться вокруг университета. То есть, университет дает хорошее базовое образование, а вокруг этого компании должны наращивать вместе со студентами, у которых есть интерес, «пояс» образовательных проектов и программ, которые им самим и нужны. Я думаю, что в будущем будет работать именно такая схема.